Частное Дошкольное Образовательное Учреждение Центр Развития Ребенка — Детский сад № 187 «Главные люди»

+7 (989) 292 45 55

Как развить речь у ребенка? Гуляем и разговариваем

Как развить речь у ребенка? Гуляем и разговариваем

Поделиться:

Прогулки дарят ребенку множество впечатлений, помогают изучить окружающий его мир. Именно на прогулках у крохи рождается масса вопросов и умозаключений, которые требуют формулировки, а это значит, что появляется стимул к общению, обозначению переживаний, эмоций и мыслей словами. Вам лишь остается направить интерес малыша в необходимое русло: разговаривайте с ним, обсуждайте увиденное и услышанное. Так ребенок узнает новые слова, познакомится с новыми понятиями, а вскоре начнет сам использовать их в собственной речи.

Прогулки являются отличным способом для легкого и эффективного развития речи малыша.

Уже с самого раннего возрасте ребенок пытается воспроизвести услышанные им на улице звуки, и от этого, кстати, у него появляется более сильные эмоции, чем от привычных домашних аудиальных впечатлений: «ав-ав» — имитирует лай собаки, «ж-ж-ж» — звук мотора автомобиля, «мяу» — мяуканье кошки и прочее. Его попытки повторить услышанное и есть зачатки речи.

Когда малыш начинает ходить, пусть еще неуверенно, не забывайте поощрять его: подвижность также способствует созданию благоприятной почвы для развития речевой и мыслительной активности ребенка. Прогулки по парковым дорожкам и наблюдения (и неважно, что именно становится объектом их внимания — гусеницы, птички, падающие кленовые листья или снежинки) создают потрясающие возможности для получения первого аналитического и исследовательского опыта, формирования эмоциональной сферы личности. Видеть и понимать прекрасное в искусстве и в жизни, не испытывать сложностей в общении, легко находить общий язык со сверстниками, позволит именно эмоциональное развитие .

Вы хотите, чтобы речь малыша день ото дня становилась выразительнее, красивее и богаче? Значит, необходимо расширять его словарный запас, а прогулки являются замечательным средством для этого. Ребенок видит явление или предмет и обязательно интересуется, что это и как работает. А Вам, для развития его речи, остается подробно отвечать на все вопросы, можно на более глубоком уровне, чем это есть в представлении малыша, при этом обязательно поясняя все новые детали. Не волнуйтесь, ребенок все запомнит и поймет!

Несколько советов как во время прогулки развивать речь ребенка:

  • описывайте, рассказывайте, что вас окружает, поддержите интерес малыша к происходящему вокруг;
  • строя собственные высказывания, применяйте разные части речи для обозначая предметы, их признаки, действия: каток, кататься, каталка, катящийся и т. д.;
  • делайте свою речь более эмоциональной и богатой интонациями, при этом сохраняйте спокойный тон, не повышайте голос;
  • не волнуйтесь, если кроха не поймет вас, при общении он учится слушать и воспринимать родную речь.

Возьмите с собой его любимую книжку-листалку из комплекта «Букварь с пелёнок». Когда вы присядете отдохнуть, кроха с удовольствием рассмотрит весёлые странички и поиграет с вами. Не забывайте хвалить и обнимать малыша!

Самым благоприятным возрастом, когда можно активно развивать речь малыша во время прогулок, начинается с 5–6 месяцев: кроха уже умеет сидеть в коляске и рассматривать происходящее вокруг него. В дальнейшем вы можете развиваться на каждой прогулке, усложняя общение: сначала это будут монологи взрослого, а затем диалоги, в которых ребенок с каждым днем становится активнее, структура его высказываний усложняется, а круг интересов расширяется, затем игры. Уверены, что к 2 годам вы будете уже играть с малышом на прогулках в слова!

Приёмы, развивающие речь малыша

Даже обычная детская площадка дает множество возможностей для специальных упражнений способствующих развитию связной речи. К примеру, малыш играет в песочнице и одновременно:

  • познает однокоренные слова (песок, песочек, песчаный, песочный и др.);
  • учится употреблять в разных формах (песка, песку, на песке и т. д.) и составлять предложения;
  • строит синонимические ряды (песок мокрый, сырой, влажный);
  • пробует противопоставлять явления и использовать для их названия антонимы (песок чистый или грязный, мокрый или сухой, светлый или темный; песчинки мелкие или крупные);
  • знакомится с разными по звучанию и эмоциональной окраске словами (камень, каменюга, камешек, булыжник), обозначающие одно и то же.

Данные игры помогут развить не только фонематический слух (способность различать и идентифицировать звуки речи), расширить словарный запас малыша и обогатить его речевую память, но и способствуют совершенствованию эмоциональной сферы ребенка.

Кроме того, в процессе игры можно:

  • научиться анализировать, делать выводы: после дождя песок мокрый, утром — холодный и сырой, а днем тёплый и сухой, потому что его нагрело и высушило солнышко; сухой песок легко просыпается сквозь пальцы, а из сырого получаются замечательные куличики и т. п.
  • найти в песочнице настоящие сокровища — палочки самых необычных форм, разноцветные камешки удивительной красоты.

К тому же, игры — от перевозки песка на грузовичке до строительства замка — помогают овладеть новыми словами и словесными конструкциями, получить новый субъективный опыт.

Любой уголок двора, парка, сквера становится уникальным кладезем впечатлений и возможностей для развития речи ребенка. А дома можно закрепить результат, играя и занимаясь по другим комплектам.

Еще раз напомним, что главное - это поощрение двигательной и познавательной активности малыша, в процессе игры больше разговаривайте с ним. Истинной наградой для вас будет правильная, эмоционально и стилистически богатая, красивая речь ребёнка, кроме того, привычка общаться с родителями, искренняя привязанность и восприятие взрослых как интересных собеседников.

Официальный сайт Детского Cада №187 «Главные Люди» www.ds187.ru соответствует требованиям приказа Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора) от 29.05.2014 год «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации» №758.