Кажется, только вчера малыш порадовал вас первой улыбкой, сделал первый шаг, сказал первое слово. А сегодня он вполне самостоятельный, маленький человечек, который умеет думать, переживать, сочувствовать, сострадать, любить, жалеть, видеть прекрасное, ощущать радость познания, созидания и творчества! Правда, эти умения приходят к малышу не сразу. Ребенок развивается поступательно, в каждом возрастном периоде завоевывая все новые и новые высоты. Детский сад – это место, где в раннем возрасте ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни, у него успешно развивается понимание речи и активная речь, он осваивает разнообразные действия с предметами, так как именно в этом возрасте ведущей деятельностью является предметная.
В третий год жизни происходит особенно активное овладение социально-культурными ценностями непреходящей значимости: культурой человеческого мышления, общения, развитой речью. Именно в этот период жизни огромное значение приобретает удовлетворение потребностей ребенка в познании, овладении чисто человеческими видами деятельности: бытовой, игровой, трудовой (элементы самообслуживания), художественной, развитие интеллекта и способностей ребенка.
В ходе предметной деятельности-игры, а затем и в зарождающихся новых видах деятельности (рисование, лепка, конструирование, пение и танец и др.) происходит дальнейшее развитие психических процессов восприятия, памяти, речи, мышления, Культурно-гигиенические навыки ребенок усваивает под руководством взрослых. Вместе с другими детьми он учится мыть руки, опрятно есть, следить за порядком в одежде, бережно относиться к предметам. У него формируется самостоятельность и организованность, аккуратность и бережливость, вежливое и уважительное отношение к взрослым и сверстникам.
На третьем году жизни внимание малыша все еще очень неустойчиво, особенно в начале года, когда малыш еще обнаруживает черты двухлетнего ребенка. И все же он способен сосредоточиться на деятельности, которая для него интересна, неотрывно в течение 12-15 минут. Задачи нашего воспитателя в области развития речи - научить малыша понимать обращенную к нему речь, реагировать на обращение, отвечать на вопросы воспитателя, вступать в контакт со сверстниками, детьми других возрастов для достижения взаимопонимания, задавать вопросы. Воспитание звуковой культуры речи на третьем году жизни тесно связано с овладением детьми новыми словами. Ребенок учится: воспринимать и воспроизводить звуковой образ слова, передавать его ритм, говорить спокойно, не крикливо. В области изобразительной деятельности педагог развивает интерес, любознательность, эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства предметов окружающей среды, формирует умение рассматривать картинку, узнавать в изображении знакомые образы предметов, понимать сюжет, сопереживать героям, уметь видеть такие средства выразительности как: цвет, цветовой ритм.
В нашем детском саду, дети раннего возраста принимают активное участие во всех мероприятиях. Они являются непосредственными зрителями, слушателями, а зачастую и участниками наших ярких, красивых, тематических праздников.
«Кризис» трехлетнего возраста
Малыш по-прежнему эмоционален, чувствителен к похвале и порицанию взрослого, он очень привязан к близким, но проявляет интерес и к посторонним, если они вызывают у него симпатию. У ребенка возникает потребность в общении со сверстниками. И это не случайно, потому что сюжетно-ролевая игра требует участия партнера, малышу нужно взаимодействовать с детьми своего возраста.
Кажется, все в воспитании хорошо продумано и поэтому просто. «А как же кризис в поведении ребенка 3-х лет?», - спросите Вы нас, озадаченные родители. - «Разве можно его избежать?» Растить малютку и ожидать неизбежного кризиса, скажем прямо, занятие не благодатное ни для ребенка, ни для его родителей. Что же такое «кризис» с точки зрения, нас педагогов? И действительно ли он возможен и так неизбежен?
«Кризис» в любом детском возрасте возникает тогда, когда взрослые не могут и, стало быть, не умеют осуществить своевременный переход к новому типу отношений с ребенком. Они не обеспечивают смену одного ведущего вида деятельности другим - более прогрессивным и адекватным (соответствующим) его возросшим потребностям. Например, в 6 месяцев малыш научился брать в руки предметы из любых положений. Если раньше эмоциональное общение с мамой было ведущей линией развития, то теперь малышу стал «тесен» мир его кроватки, манежа и ему недостаточно только ласки мамы, он «требует» от нее «деловой» формы общения.
Ребенку стало необходимо ее соучастие в действиях с игрушками. Вовремя перевести малыша с эмоционального на «деловое» общение - необходимое условие его дальнейшего развития. Возникающий кризис - сигнал взрослому: что-то не так в их общении.
Так в чем же заключается «кризис» ребенка 3-х лет? Какие потребности малыша могут не находить удовлетворения в отношениях со взрослым? Начинается новая эпоха в его жизни: дитя может понимать, как отмечалось выше, свое личное «Я», он уже прекрасно «отделяет» себя от мамы и требует, чтобы его самостоятельность замечали взрослые. Это - период формирования не только основных черт характера, но и начала личности.
Отсутствие удовлетворения стимула «Я сам!» является первой причиной возникновения детского негативизма в отношениях со взрослыми. Это свидетельствует лишь о неправильной линии воспитания, которое не учитывает важнейшего стимула ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию.
И, наконец, самое главное: такой кризис вовсе не обязателен, он пройдет настолько гладко, что может быть не замечен, если мы, взрослые, правильно реализуюм все задачи на этом возрастном этапе.
Важные советы
Так что же необходимо принять родителям во внимание, чтобы обеспечить ребенку психофизическое благополучие на третьем году его жизни?
С начала 3-го года предоставьте ребенку посильную самостоятельность во всем, что ребенок может выполнять без лишней опеки взрослого.
Относитесь к самостоятельным действиям ребенка с полной серьезностью.
Проявляйте терпение к становлению какого-либо навыка или умения (давать время на его отработку).
Не допускайте негативных высказываний в адрес ребенка, стремящегося самостоятельно, пусть неумело, выполнить то или иное действие.
Доверяйте ребенку, выражайте уверенность в том, что малыш справится с заданием и у него все получится.
В процессе выполнения какого-либо действия поддерживайте и почаще хвалите ребенка.
Дайте почувствовать малышу, что результат его действий вам не безразличен. Если малыш выполнил стоящую перед ним задачу, необходимо это отметить, выразить радость; если у ребенка что-либо не получается, попытайтесь облегчить условия выполнения, помочь, если ребенку трудно, но добиться, чтобы он хотя бы частично выполнил что-то сам.
Формируйте у малыша установку на преодоление трудностей, стремитесь приводить действия ребенка к положительному результату.
По возможности исключайте из практики ситуации, в которых ребенок заранее выступает в роли неудачника.
Старайтесь не завышать и не занижать самостоятельные возможности ребенка.
Не хвалите ребенка по незаслуженному поводу. Похвала должна быть адекватна результату действия.
Дайте положительную установку на будущее, даже если ребенку что-то не удалось (например, завтра все получится).
Продолжайте формировать интерес к играм, занятиям, показам, драматизациям, в которых ребенок получал бы образцы положительного поведения.
Не давайте слишком легких заданий, поручений, не требующих волевого усилия: ведите ребёнка через преодоление посильных трудностей к положительному результату.
Активизируйте малыша, побуждая к творчеству и самостоятельному применению имеющихся у ребенка навыков, знаний.
Формируйте у ребенка особый интерес к человеку (людям), их деятельности и действиям, миру человеческих отношений.
Не предваряйте действия малыша внезапным вторжением в его дела, прерывая его игру (занятие) назойливым указаниями.
Относитесь к ребенку как формирующейся личности!
Официальный сайт Детского Cада №187 «Главные Люди» www.ds187.ru соответствует требованиям приказа Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора) от 29.05.2014 год «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации» №758.